Олесь Бузина: Последний киевлянин

На днях в центре Донецка на высотном здании, что на пересечении ул. Богдана Хмельницкого и ул. Артема, появилось огромное граффити, изображающее известного киевского писателя и публициста Олеся Бузину. В сети это вызвало бурю эмоций, имели место негодования и разные высказывания, что, мол, Бузина «не из Донбасса», «не воевал», «у нас свои герои». Были люди, которые выступали в защиту граффити. Ожесточенность споров принимала порой невообразимые формы. И мне вдруг захотелось написать про Бузину. Написать как человеку с ним знакомому. Как человеку хорошо (по крайней мере, я на это надеюсь) знающему его жизнь и творчество. Как человеку, имеющему с Олесем Бузиной много общих знакомых. Написать не свое отношение к граффити в Донецке. Написать просто о человеке, о том, какой он был, чем жил, что думал.

13626497_10209645817045799_3887204190610041202_n

Совершенно недавно, на вручении литературной премии имени Олеся Бузины в Москве, все близко знавшие его люди говорили о нем, вспоминая разные моменты его жизни. Один из его близких друзей, Иван Славинский, получая бронзовый бюст Олеся Бузины, сказал глубоко тронувшие меня слова: «Для меня это наивысшая награда, но лучше бы я ее не получал». Какая боль и слезы были в этих словах, боль и слезы огромной невосполнимой утраты.

Я познакомился с Бузиной в 2010 году во время его визита в Донецк. После этого мы не общались непосредственно, однако я внимательно следил за его творчеством, которое было очень плодотворным. На момент нашего знакомства уже вышли его «Вурдалак Тарас Шевченко» и «Тайная история Украины-Руси». Антиутопический взгляд на личность «великого» Кобзаря и серия статей с иронически-сатирическим взглядом на украинскую историографию. Это были невероятно смелые, правдивые и свежие тексты.

Потом вышла «Революция на болоте: взгляд белогвардейца», где Олесь высказал свое отношение к Майдану и его вдохновителям и участникам. Украинская интеллигенция – это сборище бывших апологетов советской системы, быстро перекрасившиеся в жовто-блакытные цвета. Бесхребетные слизни, обернутые в оболочку мещанской псевдодуховности, для которых персональный комфорт и сладкая жизнь – превыше всего. Идеология тут не при чем, важны только «бабки». Остальное не имеет значения. Бузина говорит: «То, что назвало себя «интеллигенцией»… не является сей субстанцией, с какого ракурса ни посмотри».

В 2012 году выходит его замечательная книга «Воскрешение Малороссии». Сочная, информативная, написанная острым языком эрудированного интеллектуала. Для нас, выпускников исторического факультета, это был глоток свежего воздуха. Малороссия в книге Олеся – это «… корневая часть Украины, сердце Руси — ее основа. Те самые десять левобережных казачьих полков, которые не поддались ляхам и унии, не продали душу и присягли на верность православному царю». Это та земля, из которой проросла украинская литература — «Энеида» Котляревского и «Малороссийские повести» Квитки-Основьяненко. Из которой вышли знаменитые генералы, философы и политические деятели Российской империии, которыми Украина вправе гордиться: Григорий Сковорода, Феофан Прокопович, Кочубеи, Розумовские, Трощинские…». Эх, как нужны нам эти смыслы сегодня, в дни тотального умопомрачения малороссийской молодежи. Само слово «Малороссия» в среде украинских нацистов считается ругательным. Не ведают они, неучи, что Малая Русь – значит коренная, исконная, а Великая – колонизированная, освоенная. Так есть Малая и Великая Греция, Малая и Великая Польша и т.д. Но шизофренически-идеологическое умопомрачение творцов украинской идеи не знает пределов в своей глупости. Бузина же обстоятельно доказывал в «Воскрешении Малороссии», что Малороссия расцвела после присоединения к России.

Уже в следующем году у Бузины выходит очередная книга «Союз плуга и трезуба: как придумали Украину», красноречивое название которой отражает содержание. В 2014 и 2015 годах выходят «Докиевская Русь» и «Утешение историей», в которых Олесь развивает свою любимую тему.

screenshot_0

Волей-неволей Олесь Бузина и его литературное и публицистическое наследия являет для нас символ борьбы за Киев, за Малороссию. Его наследие – это мощное семантическое культурно-историческое ядро, состоящее из убедительных смыслов, словесных формул и ярких образов подлинной Малороссии и малороссов, какими они были по своей истинной природе, а не выдуманные украинской псевдоисториографией. И если Киев – «матерь городов русских», то Олесь – последний киевлянин. Последний, кто открыто и на высочайшем интеллектуальном уровне утверждал и доказывал, что Малороссия – это Россия. И если остались еще такие же, как я, мечтатели, которые верят в возвращение Малороссии в общерусское цивилизационное пространство, то уж не знаю, как они, но меня лично, в том числе, вдохновляет наследие Олеся Бузины. И его мученическая гибель, за которую нам еще предстоит отомстить. И если кто-то считает, что Бузина не наш, то пусть признает тогда, что ни Киев, ни Малороссия тоже не наши. Но он наш! Настолько наш, насколько может быть нашим человек.

4798

Так кто же ты, Олесь Бузина? Человек, живущий в 21 веке и называвший себя белогвардейцем (он даже сшил себе белогвардейскую форму) и являющим собой воплощение героя булгаковской «Белой гвардии» (одна из любимых его книг). Человек, называющий себя малороссом и русским. Человек, искренне верящий в историческое благо слияния Малороссии с остальной Россией. Человек, призывавший весной 2014 года услышать Донбасс, а потом призывавший к прекращению АТО. Человек, бывший в оппозиции Порошенко. Человек, 15 лет прозорливо утверждавший гибельность унитарного устройства Украины. Человек, который бы безусловно поддержал Русскую весну на Донбассе, будь у него для этого подходящие условия (в душе он ее безусловно поддерживал). Человек, отдавший свою жизнь за убеждения. Вот кто такой Олесь Бузина!

Накануне страшного убийства он планировал переезд в Москву. Он просто не успел.

81fb23adbe1c30308c9fe8e12caac1f0

Олесь Бузина был застрелен из пистолета ТТ 16 апреля 2015 года около 13:20 в Киеве, возле своего дома по улице Дегтярёвской, 58. Олесь Бузина был женат, у него осталась дочь.

«Нет пророка в своем отечестве» – говорили древние. В случае с Олесем Бузиной это воистину так. Он, наверняка, будет предан забвению в своем родном Киеве. Так пусть же он обретет признание у нас, на Донбассе. Он этого достоин, и жизнью своей, и смертью.

Уверен, никаких бы споров о личности Олеся Бузины не было бы, если бы в каком-нибудь тихом скверике Донецка была бы установлен бронзовый бюст выдающегося писателя и публициста Олеся Бузины. В этом скверике собирались бы юные (и не совсем) литературные дарования, читали бы друг другу свои стихи и прозу. А потом там возникла стихийная ярмарка предметов русской и малороссийской старины, где коллекционеры обменивались, покупали и продавали бы друг другу белогвардейские шевроны, кокарды, русские имперские монеты… И все то и дело поглядывали бы на бронзового Олеся, вспоминая его жизнь, заслуги и его преждевременную кончину от рук бандеровских убийц. И в этот момент все понимали, какой он все-таки наш, русский, донецкий, родной. Наш герой-мученик! Наш Олесь Бузина!