Национальная идея и умнеющие дети

Каждая историческая эпоха имеет свой идеал. Раньше в качестве такого идеала в разное время выступали святой, герой, джентльмен, рыцарь, мистик…

Идеал современного времени — ученый.

Именно на воспитание ученых и было направлено советское образование. Современное  образование, пережив нестабильность 1990-ых, все еще продолжает сохранять эту стратегическую направленность.

Да, несомненно, именно ученый — кандидат и доктор наук — являются целью нынешнего образования. Поэтому в наших школах изучаются предметы, абсолютно далекие от повседневных нужд среднестатистического человека — дифференциалы и интегралы, законы Максвелла и Менделя, правила тригонометрии и черчения.

Дается максимально широкий охват знаний, для того чтобы  школьник смог выбрать наиболее подходящее под свои способности направление дальнейшего образования, и, пройдя через ВУЗ и аспирантуру, стать ученым.

Конечно, не просто так именно ученый стал идеалом нашего времени. Для этого есть очень веские основания, которые невозможно игнорировать.

Об этом мало говорят, но факт остается фактом: СОВРЕМЕННЫЕ  ДЕТИ УМНЕЕ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ.

Это не просто слова.

Достоверно подтверждено, что каждые пять лет IQ (коэффициент интеллекта) современных  детей увеличивается на единицу. Идет чрезвычайно быстрое поумнение детей, повышение их интеллекта. В результате этого процесса в современной России 50-55% городских детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеют IQ 115баллов [источник — «Вопросы психологии», 2010 г., No3, стр.53]

А это намного больше стандартного значения в IQ 100 баллов, принятого за средний показатель интеллекта нормального взрослого человека.

Дети становятся умнее, и в результате происходит реальное изменение мира детства, а значит и потребностей детей.

Огромная проблема заключается в том, что повышенные интеллектуальные потребности современных детей нужно удовлетворять. Если не удовлетворять эти потребности , то наступаетинтеллектуальный голод, и тогда потребности начинают удовлетворяться суррогатом.

Как мы знаем из истории, голодный человек, не имеющий хлеба, начинает есть даже белену, лишь бы хоть чем-то заполнить желудок. В результате поедания белены человек дуреет, бредит и буйствует. Но даже зная об этих последствиях голодный все равно будет есть белену, т.к. с помощью этого суррогата он временно избавляется от голода.

Так же и интеллектуально голодный человек делает все для того, чтобы этот голод устранить — он начинает совершать опасные антиобщественные поступки, чрезмерно увлекаться компьютерными играми, принимать алкоголь или наркотики.

Именно поэтому очень важно дать возможность современным высокоинтеллектуальным детям удовлетворить  интеллектуальные потребности. Если ребенок тянется к компьютеру, то можно, например, записать его на курсы компьютерной графики или программирования; если любит решать задачки, то поощрять его к участию в олимпиадах или в летних развивающих лагерях; если любит общаться, то отвести в театральный кружок или на курсы ораторского искусства и т.п.

Нельзя оставлять ребенка один на один со своими интеллектуальными потребностями — это может закончиться очень печально.

Вывод: увлечение детей патологическими зависимостями чаще всего говорит не о глупости детей, а об их невостребованном умственном потенциале, об интеллектуальном голоде, который не удалось удовлетворить.

Между тем, у России просто нет другого пути, как стать мировым научным центром, страной ученых. Мы просто обязаны выйти в мировые лидеры по количеству и качеству научных разработок.

И связано это прежде всего с климатом. В нашем холодном климате производство обходится намного дороже, чем в теплых субтропических странах, в которых подчас даже стены не нужны, а достаточно одной крыши. У нас любое производство требует капитального строительства и практически круглогодичного отопления огромных помещений. Поэтому у нас будет выгодно только такое производство, в котором количество интеллектуальных вложений превышает количество вложение материальных.

Наши дороги испытывают невероятные перепады температур (от +50 до -40) в течение года. Не удивительно, что они быстро разрушаются и требуют ремонта практически каждый год.  Плохие дороги и их дорогостоящий ремонт приводит к еще большему удорожания продукции. В странах Азии, Европы и Америки, имеющих более мягкий климат, такого разрушения дорог не происходит.

Наше сельское хозяйство ведется в зоне рискованного земледелия — лето бывает то слишком жарким, то слишком холодным, а в целом сельскохозяйственный год длится на несколько месяцев меньше, чем в регионах с теплым климатом.

Вот и получается, что и по производству ширпотреба, и по производству сельхозпродукции мы не можем конкурировать со странами, имеющими более теплый климат.

Единственное наше конкурентное преимущество — фундаментальное образование и наукоемкое производство.

У нас просто нет выбора — либо мы станем нацией ученых, научным центром всего мира, либо мы превратимся в малограмотную обслугу территории, которая поставляет полезные ископаемые.

«Двигай науку!» — такова современная российская национальная идея.

И очень хорошо, что российская власть постепенно начинает эту идею осознавать.

Если раньше лет 50 назад у нас был лозунг: «Все для построения коммунизма!», то лозунг нашей современной реальности: «Все для развития науки!».

Только развивая три стратегических направления — активное стимулирование крупных корпорации к поиску и освоению передовых решений, подъем  университетской фундаментальной науки и помощь инновационному малому бизнесу установить рабочие отношения с теми и другими — мы сможем преодолеть катастрофические последствия разрухи 1990-ых и вернуть себе статус сверхдержавы. Другого пути развития в нашем холодном климате просто не существует.

Каждый из нас и сам может и должен по мере возможности становиться учеными (изучать передовые разработки по своей специальности и придумывать что-то новое, получать второе высшее образование по смежным специальностям, чтобы работать на стыке нескольких наук) и готовить к этому своих умнеющих с каждым годом детей.

По материалам рассылки Алексея Фалеева