Как нам обустроить Новороссию (доклад на Московском экономическом форуме)

Выступил с докладом на Московском экономическом форуме. Основное внимание уделил стратегическим вопросом общественно-экономического устройства нашей родной Новороссии.

Вот уже целый год, ужасный кровавый год народ Новороссии ценой тысяч жизней отстаивает свою свободу, свое право быть самим собой, свое право жить на своей земле.

Тем не менее мы уверены, что все возникшие социальные, политические и экономические проблемы Новороссии, возникшие вследствие государственного переворота, а затем и военной агрессии киевского режима могут, должны быть и, я уверен, будут решены самостоятельно, но, разумеется, с опорой на братскую Россию. 

Мы понимаем, что Донбасс не обладает природными ресурсами способными обеспечить  рост экономики исключительно на основе природной ренты. Его промышленность может существовать лишь в рамках глубокой кооперации с Россией.

Современная история так называемой незалежной Украины и сложившаяся там практика общественно-политических отношений убедительно показывают, что абсолютным злом для народов этой страны и ее соседей являются: украинский национализм, украинский унитаризм и украинский олигархизм.

В своей безумной агонии киевский режим готовит новые кровавые провокации для всех нас. Наши реалии таковы — против нас со стороны Киева осуществляются:

  • непрекращающийся военные действия различной интенсивности,
  • экономическая, финансовая и гуманитарная блокады,
  • нарастающая подрывная и диверсионная деятельность,
  • информационная война.

В таких условиях нам сейчас приходится жить и искать пути своего развития.

Теперь о самом болезненном и насущном — о том как я вижу выживание и развитие Новороссии.

При обсуждении этого вопроса хотел бы выделить два блока: стратегический и тактический. Первый блок — это система стратегических ориентиров, продвижение в сторону которых, будет существенно способствовать социально-экономическому возрождению и развитию. Второй блок — это комплекс срочных практических шагов по преодолению глубочайшего кризиса, фактически гуманитарной катастрофы — который однако требует отдельного разговора.

Итак, для того чтобы выбрать стратегические направления восстановления и развития экономической системы Новороссии нам следует:

  1. Определить материально-технический базис экономической системы;
  2. Определить систему регулирования функционирования экономики;
  3. Определить систему отношений собственности;
  4. Определить механизмы распределения доходов и обеспечение норм социальной справедливости;
  5. Определить приоритеты и способы развития, т. е. определить в первую очередь тип воспроизводства в нашей экономической системе.
  6. Кратко по каждому из направлений.

1. Определить материально-технический базис экономической системы

значит ответить на вопрос «Какую структуру общественного производства оптимально создавать в нашем регионе?» Я не вижу противоречия в том что с одной стороны мы должны приложить силы для восстановления существовавших ранее производств: инфраструктура, угледобыча, промышленность (машиностроение, химия), торговля и услуги, образование и здравоохранение и т.п. Это необходимо для скорейшей реанимации хозяйства региона. Но в долгосрочной перспективе данная траектория является тупиковой. Наша перспектива — это стратегия программируемой структурной перестройки, осуществляемой на базе социально ориентированных программ. С точки зрения гуманитарных целей и одновременно прагматически выгодными в 21 веке становятся сферы развития человеческих качеств и новых идей, технологий и форм производства и жизни.

Здесь показателен пример Кубы, находившейся более четверти века в жесточайшей блокаде. Основной ее источник дохода от экспорта – это не сахар и сигары, а услуги ее учителей, врачей, тренеров и художников.

2. По системе регулирования функционирования экономики

В этом направлении наша стратегия подразумевает соединение механизмов рыночного саморегулирования и программирования экономики на базе ее селективного регулирования, активной государственной промышленной политики. Граждане Новороссии при помощи общественных организаций, представителей в парламенте и на основе прямого и гласного обсуждения определяют приоритеты будущего развития, выбирают генеральные направления. Остальные сферы функционируют на основе рыночного саморегулирования. Законом определяются программы, цели, механизмы, ресурсы и средства реализации. Правительству поручается реализация этих программ, за что оно и отчитывается перед парламентом и гражданами. Для реализации программ используется хорошо знакомый экономистам и практикуемый во многих странах механизм, который включает:

  • налоговые льготы и дешевые кредиты для частного и государственного бизнеса, участвующего в реализации программ;
  • программы совместных государственных и частных инвестиций;
  • государственный заказ частному бизнесу;
  • обязательные планы производства для крупнейших государственных предприятий;
  • селективный протекционизм и др.

3. Система отношений собственности должна обеспечивать компромисс в отношениях хозяина и работника, капитала и труда. Работники не должны чувствовать себя отчужденными от богатств их экономики, а собственники и бизнес в целом обязаны нести социальную ответственность. Необходимо, чтобы в Конституции Новороссии было закреплено положение «Собственность обязывает» (как в Конституции ФРГ, например), а также законодательно закрепить:

  • спецификацию прав собственности и их прозрачности;
  • учет и контроль со стороны работников за производством, управлением и финансовыми потоками предприятий;
  • учет и контроль со стороны граждан за деятельностью поселковых, районных, городских административных служб;
  • реальное обобществление (1) природных ресурсов; (2) основных инфраструктурных объектов крупнейших банков; (3) большей части предприятий в сферах, формирующих человеческие качества (образование, здравоохранение, культура и спорт и т.п.);
  • обеспечение прозрачности деятельности органов государственного управления и максимально возможному замещению бюрократического аппарата деятельностью институтов гражданского общества на основе использования опыта скандинавских и латиноамериканских стран;
  • развитие социальной ответственности бизнеса.

4. Механизмы распределения доходов и обеспечение норм социальной справедливости

Эффективное развитие экономики возможно лишь тогда, когда оно базируется на принципе социальной справедливости. Этот принцип может обеспечить только социально ориентированное государство, основами внутренней политики которого являются:

  • общедоступность к ресурсам развития: образования, информации, здравоохранения и достижений культуры;
  • гарантированный прожиточный минимум, на уровне нормальной потребительской корзины;
  • социальная защита нетрудоспосбных и граждан с ограниченными возможностями;
  • механизмы социального перераспределения, например прогрессивный подоходный налог.

5. Определение приоритетов и способов развития

В этой стратегии, говоря языком теории, мы определяемся в нашей экономической системе с типом воспроизводства как сочетания увеличения масштабов производства и повышения качества экономических ресурсов,  совершенствования техники и технологии.

 

Нашим стратегическим приоритетом развития является человек Новороссии, его образование и развитие. В регионах Новороссии наука традиционно была развита на высоком уровне ещё с советских времён. За 23 года украинской государственности многое было утрачено. Однако немалый научный потенциал сохранился в достаточной степени, чтобы восстановить и преумножить его в отдельную приоритетную сферу развития. Рост научной сферы и образования необходимо сочетать с развитием медицины, в основу которой должны быть заложены принципы гуманизма, а не платной коммерческой услуги.

Осознавая всё вышесказанное, я уверен, мы сможем добиться благополучия и процветания. Ведь Новороссия — это земля с трудолюбивым, ответственным и свободолюбивым народом. Поэтому мы должны и будем стремиться к развитию прежде всего граждан, к социальной справедливости и народовластию.

  • Выступление Павла Юрьевича Губарева было выслушано Московским Экономическим Форумом (МЭФ) с большим вниманием, интересом и уважением. Подтверждаю как очевидец. Вопросы задать мы не успели, в связи с острым дефицитом времени.
    Однако в перерывах между заседаниями многие группы участников обсуждали и делились впечатлениями. Большинство поразила реальная социальная ориентация подходов и, по-настоящему, демократический настрой программы, выдвигаемой властями Новороссии.
    При этом большое впечатление произвела активная роль строящейся вами самостоятельности, которая выражена вот в этих вот идеях управления хозяйственным комплексом страны:
    — государственный заказ частному бизнесу;
    — обязательные планы производства для крупнейших государственных предприятий;
    — селективный протекционизм и др.

    И, это все под решение социальных задач и программ, в которых большинство поразили тезисы о «гарантированном прожиточный минимуме, на уровне нормальной потребительской корзины» и «развитии социальной ответственности бизнеса». К сожалению, наше правительство таких задач перед собою не ставит, так что и нам есть у Вас чему поучиться, у Вас, начинающий свой путь, !

    • Два важнейших вопроса упущено: где брать деньги и на какую правовую базу опираться? Все это попахивает популлизмом, оторванным от реальности. Ничего не сказано о финансовой системе, хотя Сергей Данилов уже разработал ее и осталось внедрить. Все благородные цели станут ничем, если не учитывать здоровый бюрократизм, без которого управление не сможет функционировать. Бюрократического механизма нет. А начинать надо с территориального деления по иерархическому принципу 1:3 и назначить антикризисных управляющих на каждую территорию, у которых будут реальные полномочия для реализации таких больших планов. У самого Павла Губарева есть какие либо полномочия, или он просто предлагает свои услуги, а командовать будет кто-то другой? В таком случае он ошибается в том, что ДНР удастся осуществить декларируемое.

      • «Ничего не сказано о финансовой системе, хотя Сергей Данилов уже разработал ее и осталось внедрить.» а где об этом можно почитать, познакомиться? Посоветуйте, пожалуйста своею ссылкою.
        Это особый и отдельный, действительно.,очень важный разговор.
        Я предложил бы создание Банка Реконструкции и Развития Новороссии, чтобы чиновники всех мастей подальше были бы отделены от финансирования восстановления страны……
        уж больно воровито чиновное семя… жизнь показывает.
        А вот оперативной работою пусть занимаются изо всей мочи!

        Так неожиданно. мой доклад с той конференции по поводу финансирования реконструкции и развития в России опубликовал и сам Павел Юрьевич, просто в другом месте http://pavelgubarev.su/rbrr/.
        Эта модель, представляется, могла бы подойти и для Новороссии, .
        Ее особенность и беда в том, что в ней невозможно украсть…тем более из казны…

        «В таком случае он ошибается в том, что ДНР удастся осуществить декларируемое.»
        Вообще-то, П.Ю.Губарев и ЛНР… может это как-то остудит ваш напор?
        а начинать надо с реальных дел — строительства и восстановления жилья жителей Новороссии, мне представляется… притом с территорий. прилегающих к границам России. Простите, что повторяюсь…

        • Да Вы на секунду представьте, что кто-то начнет осуществлять «реальные дела — строительство и восстановление жилья». Для этого нужны как минимум руководители и исполнители. А так как все это будет делаться впервые, то результаты сомнительны при отсутствии эффективной системы управления. Удивительно, что Вы не знакомы с С. Даниловым. Наберите в гугле: » Сергей Данилов финансовая система Новороссии «. Похоже, для Вас ЛНР, ДНР, Новороссия находятся на разных планетах. Извините. Я и предлагаю: не ждать, пока все само устаканится, а уже сейчас начинать государственное строительство и начинать со структуры власти Новороссии и собственной финансовой системы. Без этого вам грозит дальнейшее обнищание народа, так как в спорах о том, что делать, пройдут годы. Хорошо, если события повернутся таким образом, что Россия «присоединит» Донбасс, а если нет? Я могу составить план действий, если Вы не против, только кто будет меня слушать? Думаю, что следует прислушаться к Сергею Данилову в крайнем случае.

          • Как все сложно…
            1. вы думаете в Новороссии нет профессиональных строителей или ПСД местной разработки?
            бульдозеров и несколько кранов?
            несколько монтажников (на блочные фундаменты, каменщиков (на пеноблоки)? и плотников(на крыши и установку столярки)???
            я бы не стал оскорблять местных жителей такими наветами…. мне так не кажется…

          • Спасибо за подсказку, нашел я этого человека: Сергей Данилов «финансовая система Новороссии »
            прослушал.
            Он член рабочей группы ДНР.
            мое мнение?
            в главном наше мнение совпадает. Самое важное — , действительно — опустить накопительную функцию денежных средств, сохранив остальную классику.
            Оставить деньги в качестве средства обмена. платежа. стоимости…

            есть ли недостаток в предложенном?
            Есть- предлагается только наличный оборот. а вот промышленные, безналичные деньги не представлены…

            отрицается банковская система. а это — … не стану обижать резкими высказываниями. скажу мягко — существенный недостаток разработанных предложений.
            не представлена платежная система…
            в общем, растеряна банковская и финансовая культура человечества.

            Надеюсь и вы мой материал просмотрели.
            Он не противоречит материалам рабочей группы. а гармонично добавляет их..
            Придется Новороссии выстраивать и свою валютную систему, для того, чтобы обеспечить денежный оборот вне этого образования… с другими странами.
            так что противоречий я не вижу. а, даже, наоборот…
            это гармоничное дополнение….

          • сегодня зашел на тот сайт.
            взглянул еще раз и заметил. к сожалению, что масштаб расчетной единицы выбран неверно, слишком завышена планка.
            Одна РЕ Новороссии будет стоить сразу 240 рублей….
            «Копейка Новороссии» будет стоить 1 рубль 20коп российских!!!
            это прямой путь к жуткой инфляции и народным волнениям.

          • Так же боятся Захарченко и Плотницкий. Дорога в 1000 миль начинается с первого шага. Мы недооцениваем важность Новороссии для всего русского мира. Абсолютно не важно какой курс будет у расчетной знака, к «жуткой инфляции и народным волнениям» ведут совсем другие причины. Главное, что она не будет привязана к доллару. Надо руководителям прекратить относиться к Новороссии, как к малому дитяти, а начинать всё по-взрослому. Но боюсь, что в ДЛНР тоже уже заражены глупостью и в основном надеются на Россию. Да России самой надо присоединяться к Новороссии! (я имею ввиду в мировоззренческом смысле). В Новороссии есть уникальная возможность начать с чистого листа, пока нет масштабной коррупции и есть энтузиазм народа. У Вас есть прямые контакты с П. Губаревым, А. Захарченко, И. Плотницким? Хотелось бы связаться и ними.

  • Автоматика заставила разбить мои комментарии на две части. Это продолжение.
    Сегодня Россия озабочена отсутствием контура стратегического управления развития экономики страны. а ваши власти уже в основополагающие документы закладывают развитие страны на основе стратегических программ. выработанных предельно демократическим путем, общественными институтами вашей страны: «Граждане Новороссии при помощи общественных организаций, представителей в парламенте и на основе прямого и гласного обсуждения определяют приоритеты будущего развития, выбирают генеральные направления. Остальные сферы функционируют на основе рыночного саморегулирования. Законом определяются программы, цели, механизмы, ресурсы и средства реализации. Правительству поручается реализация этих программ, за что оно и отчитывается перед парламентом и гражданами. » нам остается только завидовать. Нам . в России, до этого далеко!
    Хотя наше прогрессивное большинство понимает, что без единого стратегического плана. принятого демократическим путем, эффективное развитие невозможно! Хорошо начинаете… учтя наш горький опыт. наверное..
    И, последнее. Вы четко установили главное в реализации намеченных планов, строите четкий финансовый механизм: «налоговые льготы и дешевые кредиты для частного и государственного бизнеса, участвующего в реализации программ;» Это магистральный путь всего человечества.
    А, вот мы идем своим путем… удушающими дело процентными ставками.
    рады за вас, что вы думаете своей головой, разумно обходите наши и другие «грабли»!

  • Уважаемый Александр Григорьевич! Спасибо Вам за отзыв, для меня это очень важно.
    Хочу отметить следующее:

    1. Завидовать не нужно. Нам тоже до этого далеко, но немного ближе чем остальной России ввиду произошедших событий.
    2. Стратегического плана у наших властей в ЛДНР похоже что также нет (а я на сегодняшний день являюсь свободным политиком и не занимаю никакой государственной должности).
    3. Социальные гарантии в ЛДНР пока являются чистой декларацией.

    Но это стратегия – то есть наш общий план и контуры целеполагания.

  • «Но это стратегия – то есть наш общий план и контуры целеполагания.» именно на это я и надеялся!
    Во власти. не во власти, судьбы переменчивы… все проходящее и движется по спирали, говорят мудрецы. Как могли вы остаться во власти, если Новороссии надо было решать задачи выживания в борьбе, нужна была управляемость, а вы были в темницах континентальной демократии.
    Слава Богу и людям вставшим в Вашу поддержку, что живым остались и вернулись к своим. Не корите себя, шипко.
    Хорошие у вас контуры будущего, конструктивные и честные в отношении вашего народа. Вот ведь что главное.

  • «2. Стратегического плана у наших властей в ЛДНР похоже что также нет (а я на сегодняшний день являюсь свободным политиком и не занимаю никакой государственной должности).»
    им сейчас трудновато,выстроить стратегии. Но, вы ведь тоже один из национальных лидеров Новороссии. надеюсь народ вас не забыл, не забудет и не бросит… Найдется и вам место в политике…
    Отойдя от горячки повседневности вы высвободили время для проработки наиважнейших вопросов будущего Новороссии. Что же, вы прекрасно дополняете занятых сегодня оперативным управлением.

    Вы предложили главное -. именно стратегический принцип — строить страну, ее экономику, управление и хозяйство ВО ИМЯ ЛЮДЕЙ НОВОРОССИИ!
    Вот что главное!

    а конкретные стратегические планы — дело наживное…

    начинать то надо с конкретных дел — с восстановления крыши над головою! Со строительства жилья в районах приближенных к России, там, куда не долетят снаряды и ракеты из зоны АТО!
    А, для этого воссоздавать собственную индустрию строительных материалов, создавать собственные коллективы из жителей-строителей, работающих в единой системе. Это и работа, и честный заработок для жителей Новороссии.
    Вот — ядерный процесс, вокруг которого надо выстраивать все остальное.

    Но, главное в вашей наметке состоит в том, что вы предложили реальный механизм участия народа Новороссии в разработке стратегии развитии.