ИДЕОЛОГИЯ ДНР: СВОБОДА

Ãàçåòà «Íîâîðîññèÿ»Не так давно Глава ДНР заговорил об идеологии. На соответствующий вопрос он начал ответ с того, что отметил важность идеологии. Здесь лучше процитировать.

Александр Захарченко сказал: «Страна не может развиваться без идеологии. Поэтому пришлось советоваться и со студентами в том числе. Я хочу, чтобы в процессе создания идеологии участвовало все наше общество. Почему мы воюем, что мы хотим увидеть дальше, для чего мы это делаем? Это те вопросы, которые каждый должен себе задать и сформулировать ту мысль и ту идею, благодаря которой он борется и воюет. К встрече со студентами я некоторые наметки уже имел: справедливость, совесть, свобода, равенство. Это те вещи, которые сейчас лежат у меня на сердце, о которых я думаю, и их разделяет большинство наших соратников». – «С точки зрения первых букв получается СССР?» – словно «случайно» подметил интервьюер. «Да, Вы обратили на это внимание», – подыграл Александр Владимирович.

Итак. Справедливость. Совесть. Свобода. Равенство. С.С.С.Р.

Со студентами по идеологическим вопросам я, конечно, не советовался, но высказать свое мнение вправе каждый гражданин Республики. Тем более что к высказываниям на эту тему призвал не кто-нибудь, а сам Глава ДНР. Сегодня мне хотелось бы поговорить о Свободе. В указанном А.В. Захарченко ряде слов именно «Свобода» должна стоять первой. Почему? Об этом и порассуждаем. В любом тексте, претендующем на смысловую серьезность, следует определить значение слова.Свобода – идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной (Википедия). Именно по этой причине слово «Свобода» должно быть первым в логическом ряде слов, образующих аббревиатуру «СССР». Как субъект Донбасс восстал за идею воссоединения с остальной Россией. И именно Донбасс как субъект был определяющей причиной восстания, получившего гордое имя Русская весна. Донбасс как субъект действия в этом процессе – это совокупность людей, проживающих на донбасской земле, громогласно и убедительно заявивший свою волю, которая состояла лишь в том, чтобы стать частью своей Исконной Великой Родины, имя которой – Россия.

Именно поэтому один из субъектов политики ДНР носит имя «Свободный Донбасс», а своим слоганом избрал «Свободный Донбасс – для свободных людей». Потому что именно идея Свободы была и остается движущей для всего народа Донбасса: шахтеров и металлургов, учителей и врачей, таксистов и строителей… А особенно для тех, кто с оружием в руках встал на защиту своей земли.

Тем не менее, несмотря на свою емкость и красоту, слово «Свобода» само по себе слишком абстрактное понятие. Поэтому обычно его используют в связке с другими понятиями. Но и в этом случае выяснить ключевой смысл иногда очень сложно. Например, «свобода слова».

Свобода слова – право человека свободно выражать свои мысли (Википедия). Само определение включает слово «свободно» и является тавтологией. Свобода слова ограничена уголовным (клевета) и административным (предоставление недостоверной информации) законодательством. В точной науке свобода слова также ограничивается: все нужно доказывать и подтверждать экспериментально. А авторские права, которые налагают ответственность на человека, не оплатившего доступ к информации? Не говоря даже о политической цензуре, которая ныне используется многими правительствами (в той же бывшей Украине). Можно отметить условность, логическую абстрактность и неоднозначность термина «свобода слова».

Но наш интерес относится к политической и экономической плоскостям определения слова «свобода». Что есть свобода в политике? Как правило, любой человек ответит, что это право избирать и быть избранным в представительские органы власти. Если провести сужение и фокусировку, то свобода в политике сведется к обладанию властью. В развитии демократии в историческом процессе было несколько этапов. Сначала избирать могли только люди, обладающие неким имущественным цензом, потом этим правом были наделены все граждане, кроме женщин, потом его получили и они. Демократические права получили все члены общества. Завершилась ли эволюция демократии? Мы позже ответим на этот вопрос.

Если говорить о свободе в экономическом смысле, то вопрос придется вести об освобождении труда. Исторический процесс освобождения труда был сложным. Сначала человек трудился как раб. Его платой были еда и кров – в общем, минимум для поддержания жизни и состояния работоспособности. Рабовладельцу принадлежали жизнь раба, его время, его потомство. Раб был собственностью и не обладал свободой решать что-либо в своей жизни.

В феодальную эпоху люди в основной своей массе трудились как крепостные. Крепостной обладал личной свободой, мог иметь личную собственность. Однако львиная доля времени крепостного де-факто принадлежала феодалу. Крепостной был ограничен в передвижении и, как правило, привязан к земле феодала. Однако по сравнению с положением раба очевидна эволюция свободы, в том числе экономической.

После буржуазно-демократических революций и установления капиталистического уклада основная масса людей становится наемными работниками. Наемный работник обладает большей свободой по сравнению с крепостным. У него появляются политические свободы, возможность борьбы за улучшение условий труда. Все это так. Однако можно ли сказать, что процесс эволюции освобождения труда завершен?

Работодатель говорит работнику: «Ты уволен. Теперь ты свободен». Вот так. Средства производства остались у работодателя. Власть тоже узурпирована капиталом. Какая уж тут свобода?

Когда мы определились с критериями политической (обладание властью) и экономической (освобождение труда и собственность) свободы, проделав обзор их исторической эволюции, теперь вполне можем определить, в какую сторону будет продолжено развитие процесса освобождения труда и демократических свобод. Развитие демократии вширь состоялось – право голоса имеет каждый. Демократия теперь будет развиваться вглубь. Человек непременно должен получить власть (право решающего голоса) в каждой структуре, в которой он состоит (от трудовой ячейки предприятия до государственной власти).

В экономическом отношении наемный работник в эволюции свободы должен стать владельцем продуктов своего труда. У подлинно свободного человека никто не может отобрать продукт его труда. Он его собственник.

В каких формах будет проходить дальнейшая эволюция демократии и освобождения человеческого труда? Об этом мы подробно поговорим в следующей статье о Справедливости.

Свободный Донбасс – для свободных людей!