ДНР: Уголь-2014

Одним из основных источников доходов на Донбассе во все времена была угольная промышленность. Как следствие, именно эта отрасль стала наиболее привлекательной для коррупции. Чаще всего использовались схемы, в соответствии с которыми шахты, приносящие реальный доход, вдруг объявлялись дотационными, для чего зачастую уголь продавался по завышенной цене.

Коррупционными схемами управляли чиновники в высоких кабинетах областной администрации, подконтрольные олигархам и семье экс-президента Украины Виктора Януковича. Коррупция проникала во все ведомства, на все уровни власти. А шахтеры тем временем жили на свою скудную зарплату.

К примеру, на Старобешевскую ТЭС был заблокирован ввоз угля со всех шахт, кроме тех, которые были подконтрольны определенной группе чиновников. Продавала этот уголь «компания-прокладка», перечислявшая всю прибыль в другую подставную фирму. Естественно, реализовать подобную схему можно лишь имея высокое покровительство.

После начала боевых действий на Донбассе большинство шахт, добывающих льготные категории угля, а также уголь, поставляющийся на ТЭС, осталось под контролем ополчения. Многие шахты, к сожалению, повреждены, но немало продолжают работать. По состоянию на 31 октября 2014 года, из 32 угледобывающих предприятий на территории ДНР добыча угля осуществляется на 15 шахтах. Шахтеры, под артобстрелами добывающие топливо для домов своих соотечественников, готовы дать его народу, который в это тяжелое время остро в нем нуждается.

А теперь давайте представим, что в руководстве нашей Республики будут действовать примерно такие же коррупционные схемы. Допустим, та же Старобешевская ТЭС будет получать уголь только от «правильных» предприятий, а средства за поставленный на ТЭС уголь будут «оседать» на счетах подставных фирм на территории Украины. В результате денежные средства за продукцию будут распределяться за пределами ДНР, минуя бюджет Республики, шахтеры останутся без зарплат, а социально незащищенные категории населения – без угля.

Отрасль срочно нуждается в государственном контроле, причем речь идет не только о борьбе с коррупцией, риски распространения которой крайне высоки в существующей ситуации, но и о другой важной составляющей функционирования угольной отрасли – компенсации затрат по основным статьям.

Дело в том, что в данный момент себестоимость угля составляет от 682 до 2800 грн. за тонну. В ДНР цена колеблется от 676 до 1200 грн. То есть фактическая разница может доходить до 1600 грн. на тонне, а прямые убытки отрасли без компенсации из Республиканского бюджета могут составить более 395 млн. грн. На сегодняшний день механизмы компенсации затрат отрасли по основным статьям все еще не разработаны. Речь идет о погашении дефицита фонда оплаты труда, что составляет примерно 1,31 млрд. грн., а также компенсации по потреблению электроэнергии (около 620 млн. грн.).

В то же время в ДНР лежит огромное количество уже добытого угля. Если мораторий на вывоз угольной продукции за пределы территории ДНР будет продлен, миллионы тонн угля, на сегодняшний день лежащего под открытым небом, будут частично потеряны, частично разворованы. В результате молодой Республике придется столкнуться с веерными отключениями электроэнергии, невыплатой заработной платы, ростом тарифов. Также может возникнуть монополия на переработку угля. В итоге энергосистема ДНР будет зависима от генерирующих компаний Украины, их «дешевой» атомной и гидроэнергетической составляющей, которая стабилизирует общую систему в часы пиковых нагрузок. Все это в ближайшем будущем может привести к необратимым процессам с неконтролируемыми социальными и политическими последствиями.

Для того чтобы обеспечить эффективный контроль над отраслью, ее функциональность и противодействовать коррупции, необходимо не только отдать эту сферу в ведение профильного министерства, нужно выработать четкую ценовую политику и установить контроль над ней правоохранительных органов, законодательно обозначить порядок экспорта угля, исключить возможность невозврата средств в бюджет Республики и т.д.

Угольная промышленность – генеральная отрасль для нашего молодого государства, поэтому жизненно необходимо обозначить стратегически важные предприятия и провести их национализацию, передать под полный контроль Республики и исключить любую возможность приватизации.

Главное богатство нашей Республики должно работать на наших соотечественников!